Дмитрий Губанов

Руководитель направления в лаборатории кибербезопасности|30 лет
Москва
«Мы не знаем, какие новые технологии появятся завтра, послезавтра, — но я думаю, что Сбербанк один из первых обратит на них взор и возьмёт в оборот»

О кибербезопасности и работе в лаборатории

Взломать суперсекретную, супермощную инфраструктуру или даже целое правительство за считаные минуты — это, конечно, звучит здорово, но, к счастью, далеко от реальности. Пока что я не видел ни одного фильма, который был бы похож на реальную работу специалистов по кибербезопасности. Адреналин, конечно, и у нас бывает — но в целом это скорее скрупулезная и вдумчивая работа.

В нашей лаборатории есть два направления. Первое — собственно защита от любых кибератак, классическая информационная безопасность. Второе направление — противодействие кибермошенничеству, или, проще говоря, «антифрод». Я занимаюсь вторым, по сути, мы вместе с управлением противодействия кибермошенничеству придумываем, как сделать так, чтобы у клиентов Сбербанка не украли деньги.

Самый простой и частый пример мошенничества — вы разместили объявление о продаже чего-либо, через некоторое время вам звонят и говорят, что покупают ваш товар, что готовы перечислить деньги прямо сейчас. Мошенник уверяет вас, что для того, чтобы перевести деньги, ему нужны все данные вашей карты: «Сейчас придет эсэмэска, вы мне назовите номер, чтобы подтвердить транзакцию…» Людей доверчивых и пожилого возраста таким образом легко обмануть. Антифрод-система банка вычисляет подобные транзакции и сообщает: «Это мошенничество», но мошенники не стоят на месте, они используют всевозможные новые технологии, методы и инструменты для своих дел. Задача лаборатории — придумывать новые контрмеры, искать, разрабатывать и апробировать новые подходы в борьбе с ними.

О новых подходах для распознавания мошенничества

Мы знаем о наших клиентах очень много — весь транзакционный поток, что и где они покупают, куда ездят, какими устройствами пользуются и так далее. Параллельно наши клиенты могут быть клиентами других компаний, у которых тоже есть огромное количество данных о привычках наших клиентов и которые также борются с мошенниками. Совместными усилиями мы можем точнее распознавать мошенничество. Одно из направлений нашей лаборатории — поиск новых источников данных, которые могли бы обогатить антифрод-систему. Этими источниками данных могут быть операторы сотовой связи, интернет-платформы объявлений, форумы, онлайн-магазины — разные места общего информационного пользования. Безусловно, такое взаимодействие должно соответствовать ряду законодательных требований, мы обязаны соблюдать банковскую тайну, закон о персональных данных, закон о тайне связи и другие. Приведу пример. Допустим, в сотрудничестве с оператором сотовой связи мы можем получить предупреждение о том, что наш клиент получил СМС-сообщение, содержащее вирус. Получив такое предупреждение, мы более внимательно мониторим действия клиента и стараемся его обезопасить.

Моя рабочая мотивация и мотивация моих коллег как в лаборатории, так и во всей службе кибербезопасности отчасти состоит в том, что мы знаем, что делаем правильные вещи. Мы помогаем находить преступников и защищать людей. Благодаря нашей работе мошенников становится меньше, а деньги наших клиентов в большей сохранности, мне это, безусловно, приятно. Может быть, звучит банально, но это так.

Об уровне безопасности систем Сбербанка

В службе кибербезопасности проводили сравнение Сбербанка с некоторыми банками стран Европы и США и были приятно удивлены, увидев, что у нас процент предотвращения мошенничеств намного выше. Мы можем с определённой уверенностью сказать, что Сбербанк защищает своих клиентов практически с максимальной эффективностью, наши подходы и интерес к этой теме намного выше, чем у большинства банков. В Россию часто информационные технологии приходят с запозданием — но Сбербанк один из первых, кто обращает на них взор.

О том, как устроена работа в Сбербанке вчера и сегодня

Мой папа работал в Сбербанке. Это была достаточно рутинная работа, без особого потенциала развития. Когда мне предложили работу в Сбербанке, у меня, конечно, были сомнения на этот счёт. Я думал, что Сбербанк — это такая же бюрократичная, архаичная и неповоротливая структура. Я боялся оказаться связанным по рукам и ногам какими-то процессами, процедурами, корпоративными политиками и прочими страшными для молодых людей вещами. Все опасения оказались напрасными. Когда я пришёл сюда, то обнаружил, что вокруг полно молодёжи, что много внимания уделяется развитию сотрудников внутри компании. Если у кого-то в лаборатории возникают интересные идеи — они реализуются. Рядом с нашей лабораторией на нашем этаже находятся лаборатории искусственного интеллекта, блокчейна, робототехники и много других. Я вижу, что и там у ребят тоже глаза горят.

Что бы я посоветовал студентам?

Я родился и вырос в провинциальном городе в Воронежской области, потом поступил в воронежский политех, исходно у меня была специальность — информационные системы и технологии. Вернувшись из армии, я переехал в Москву, начал работать по специальности, в ИТ-департаменте. В рамках своей работы я стал взаимодействовать с коллегами из департамента безопасности, и меня это увлекло, я перешёл в информационную безопасность. Позже в Сбербанке я от кибербезопасности перешёл к антифроду (борьбе с кибермошенничеством). Сейчас я вижу, что это были правильные выборы. Себе тогдашнему и сегодняшним студентам я бы посоветовал не бояться релокаций, осваивать новые специальности, менять себя, искать интересные направления развития. В Сбербанке я вижу, что для этого есть все возможности, и это очень здорово! Сейчас Сбербанк уже набрал высокую скорость в своём развитии. Мы не знаем, какие новые технологии появятся завтра, послезавтра, — но я думаю, что Сбербанк один из первых обратит на них взор и возьмёт в оборот.

Понравилась статья?

Отправь ссылку другу

Задать вопрос
Задать вопрос












Другие истории успеха

Алексей Леванов
Исполнительный директор «Сбербанк Онлайн»
Москва
«В разработке нельзя дойти до совершенства»
Андрей Бакаленко
Руководитель проектов
Москва
«Сбер — это один из самых классных работодателей в России»
Ксения Бубаня
Старший специалист, прошла стажировку Sberseasons
Москва
«В Сбербанке образование поощряется»
Лилия Алексеева
Исполнительный директор
Москва
«В Сбербанке нормально относятся к тому, что сотрудник хочет радикально сменить сферу деятельности: если опытный работник хочет меняться и развиваться, лучше, чтобы его знания оставались в компании, а не уплывали вовне »
Светлана Сучкова
Главный экономист казначейства
Москва
«Лично я отвечаю за то, чтобы вся группа Сбербанка до шести часов вечера получила процентные ставки в восьми валютах по своим продуктам на следующий рабочий день. Это должно быть сделано во что бы то ни стало: пожар, наводнение, падают серверы, не работают диски — всё это не важно»
Алексей Масютин
Исполнительный директор
Москва
«Только что нанятым на работу выпускникам часто говорят: «Забудьте всё, чему вас учили в университете». После нашей магистратуры такой проблемы нет»
Анна Ревенко
Руководитель проектов
Москва
«Я понимаю, что результат действий моей команды доносится до клиента, и вижу положительный опыт»
Святослав Агеев
Москва
«Здесь можно делать от и до уникальные и масштабные проекты, которыми будет пользоваться буквально вся страна — миллионы людей.»
Рустам Закиров
Директор по крупнейшим клиентам
Москва
«Главное — не бояться думать долгосрочно, не гоняться за лёгкой работой и быстрой выгодой сейчас, если это уводит тебя в сторону от большой цели»
Татьяна Демьянова
Главный IT-инженер
Москва
«Сбербанк сегодня — это одна из немногих компаний, где действительно делают крутые вещи. »