Work-life balance: почему нужна жизнь после работы и как её организовать

Постоянная включенность в работу стала новой нормой для многих, особенно молодых специалистов: многие привыкают проверять почту даже в отпуске, доделывать проект в выходные и отвечать коллегам в рабочих чатах по вечерам. Если вы студент и еще никогда не работали, вам тоже может быть непросто найти баланс между учебой и отдыхом: групповые проекты, огромные задания для самостоятельной работы, дополнительная литература — все это может принести пользу, только если вы умеете оставлять время для себя.

Отчасти именно от того, как организована ваша жизнь после работы и учебы, будут зависеть карьерные успехи.

Почему баланс так важен?

Work-life balance — это разделение личной и профессиональной жизни, которое помогает им взаимно друг друга поддерживать. Из-за развития технологий, достиженческой культуры, которая постоянно мотивирует добиваться больших и лучших результатов, и быстро меняющихся правил и условий труда именно навык создания и поддержания баланса становится важным: если «перевешивает» одна часть жизни, страдает другая.

Баланс — понятие достаточно индивидуальное, для разных людей он выглядит по-разному. Общее для всех — то, на что он влияет.

Ментальное здоровье. Можно очень любить свою работу и чувствовать, что она наполняет вас чувством свершения и самореализации, но она почти всегда неизбежно связана со стрессом и постоянным напряжением воли (а этот ресурс, как известно, конечен). Даже если кажется, что ответить на одно сообщение в полночь — не страшно, это не так. Постоянная включенность в работу держит нас в состоянии «борьбы», вызова — иными словами, в напряжении.

Физическое здоровье. Стресс вредит клеткам мозга и организму в целом и в долгосрочной перспективе может вызывать множество болезней — от повышенного давления до проблем с сердцем. Другая сторона вопроса — в рабочей гонке мы часто забываем спать достаточное количество часов и правильно питаться, не можем найти время на спорт. Это тоже негативно влияет на общее состояние организма.

Продуктивность. Отдых — это не украденное у вашего развития время. Отдыхая по-настоящему, мы перезагружаем мозг, отвлекаемся от решения задач — чтобы потом вернуться к ним с новыми силами.

Расширение горизонтов. Жизнь за пределами работы и университета помогает «выбраться из коробочки» сугубо профессиональных интересов. Это не только делает жизнь богаче и помогает получить новые эмоции. Разнообразие опыта и широта кругозора развивает личность, делает нас глубже, осознаннее — и интереснее для других людей, в том числе и в профессиональных кругах. Кроме того, увлечения помогают прокачать навыки и качества, которые могут пригодиться в работе.

Несколько общих принципов

Баланс между жизнью и работой — это не статическое состояние. Невозможно замереть в одной точке: на нашу жизнь и работу влияет огромное количество внешних факторов, другие люди, условия и ситуации.

Но есть общие принципы достижения баланса, постоянно следуя которым можно научиться сохранять равновесие.

Следите за собой и не игнорируйте признаки усталости или болезни. Если вы устали — отдохните или ложитесь спать. Если вы чувствуете себя плохо, возьмите больничный. Делайте перерывы — но тогда, когда вы сами этого хотите, а не когда будет слишком поздно.

Научитесь говорить «нет». Самостоятельно контролируйте свою загрузку: если чувствуете, что задач становится слишком много, говорите «нет». Это поможет перестать разбрасываться и сконцентрироваться на том, что действительно важно.

Откажитесь от перфекционизма. Иногда в мыслях о работе нас держит не какая-то актуальная задача, а сожаления о том, что можно было бы сделать лучше в прошлом. С течением жизни у нас становится всё больше ответственности — и тем сложнее придерживаться заветов перфекционизма.

Помните, что действительно важно. На самом деле, баланс между работой и жизнью — это вопрос контроля. Не позволяйте погоне за сиюминутными результатами заслонить то, что действительно важно.

Не делите жизнь пополам. Может показаться, что понятие work-life balance предполагает борьбу за доминирование одного над другим, но это не так: разные составляющие жизни должны существовать «в унисон». Следите за тем, как организация вашей жизни сказывается именно на вас — и постепенно, небольшими шагами, меняйте её, если нужно.

Чеклист

Центр нашего баланса — это мы сами. Пять простых инструментов помогут организовать жизненное пространство так, чтобы в нём было удобно жить, работать и развиваться.

  • Приоритеты. Самый простой способ — составить список задач, и включить туда не только работу и учебу, но и всё остальное: тренировки, семейные события, встречи с друзьями, прогулки и хобби. Сделайте жизнь после работы такой же целью, как и закрытие очередного проекта.
  • Перерывы. Сознательно выделите выходные дни, когда вы не подходите к почте и не трогаете рабочие задачи, и вечера, когда вы недоступны для коллег. Не проводите все время в делах.
  • Тишина. Устраивайте периодические «цифровые детоксы» — отключайте уведомления, не читайте чаты, не проводите время в соцсетях.
  • Время на себя. Не жертвуйте ужином с друзьями, чтобы разрулить рабочий вопрос, и не листайте письма от учебной части, сидя в кинотеатре. Для всего есть время и место — и работа это далеко не всё.
  • Границы. Установите правила и донесите их до коллег и ваших партнеров по групповым проектам: например, что вы не читаете чаты по вечерам, почту проверяете только в 11 утра и в 19 вечера, и не занимаетесь рабочими вопросами после 21 часа. И придерживайтесь этих правил самостоятельно.
Новости на SberGraduateНовости на SberGraduate

Понравилась статья?

Отправь ссылку другу

Задать вопрос
Задать вопрос