Андрей Бакаленко

Руководитель проектов|27 лет
Москва
«Сбер — это один из самых классных работодателей в России»

О работе в Сбербанке

Когда я ещё учился на экономфаке МГУ, мы выступали на конференции с презентацией для Сбербанка, и меня пригласили на стажировку. Вскоре произошла любопытная история. Я тогда был стажёром при коллеге, который занимался СМС-банкингом. Параллельно мы делали экспериментальный проект с одной иностранной компанией: хотели запустить оплату через NFC. Однако, чтобы заключить договор, подписать все бумаги и отправить их в эту компанию, нужно было пройти несколько кругов ада.

Мы с коллегой придумали, как оптимизировать этот процесс, поговорили с ребятами из курьерской службы, они заинтересовались. Но вот ресурсов у них не было. И тут я узнал, что к нам в офис приедет Греф. В Сбербанке он личность культовая, его очень уважают, всегда готовятся к его появлению. Я решил подойти к нему в коридоре и рассказать о том, что мы придумали для упрощения процесса курьерской доставки. Герман Оскарович предложил мне пройтись, спросил, где я учился, что делал, и взял презентацию из трёх слайдов — как сейчас всё устроено, как нужно сделать и какой эффект может быть.

Вскоре мне позвонил сотрудник курьерской службы и сказал, что ресурсы выделены. С тех пор в офисе на улице Вавилова висят настенные коробы, куда можно бросить корреспонденцию, и она уйдёт адресату. Для меня внимание CEO к предложению стажёра стало доказательством того, что Сбербанк меняется не на словах, а на деле, причём на всех уровнях. За те шесть лет, что я тут работаю, это подтверждалось ещё несколько раз. Если ты стараешься, делаешь что-то новое, твой карьерный рост ограничивается только твоим потенциалом. Я никогда долго не задерживался на одной позиции, менял проекты, в том числе занимался мобильным приложением «Сбербанк Онлайн».

Сейчас я владелец продукта «Сбербанк ID» (http://www.agilebasics.ru/po/) — на работе мы пользуемся методологией Agile. Представьте, что Facebook-логин и Apple Pay объединили в один сервис. Вы заходите на сайт «Аэрофлота», нажимаете кнопку «Оплатить через Сбербанк», ваши данные автоматически заполняются, карта подтягивается — и вы покупаете билет, нажав всего одну кнопку. «Сбербанк ID» уже работает на нескольких сайтах, но пока используется только для оплаты, а персональные данные клиент всё ещё вводит вручную. Мы с командой хотим сделать так, чтобы можно было передавать все данные.

О профессии продуктового менеджера

Менеджер продуктов — молодая профессия, и сейчас только начали появляться курсы и программы по её изучению. Например, недавно я участвовал в преподавании дисциплины «Проектный семинар» в программе «Маркетинг и рыночная аналитика» в Высшей школе экономики. Мы с коллегами рассказывали студентам, чем занимаемся, какие навыки и компетенции тут нужны. Лично мне кажется, что продуктовый менеджер — это самая интересная работа в мире. Он пытается понять, что нужно людям. Разумеется, среди нас нет Стива Джобса — нужно постоянно учиться, слушать, что тебе говорят, впитывать информацию, выделять важное. Это креативная часть работы, а есть ещё менеджерская, где нужно вести проекты, контролировать работу команды и так далее.

Продуктовый менеджер должен разбираться в трёх процессах: менеджмент, IT и дизайн. Мои сильные стороны — первая и третья: в своё время я делал много презентаций, а это тоже дизайн-продукт. В технических вопросах мне поначалу помогали коллеги, но это тоже вопрос усилий: можно поучиться кодировать что-то или разобраться с ребятами в архитектуре той или иной системы. У людей моей профессии такая судьба — надо уметь быстро осваивать новое. Условно говоря, сегодня ты работаешь в IT-компании, а завтра в компании, которая занимается развитием медицины. И тебе не должно быть страшно переходить из одной в другую. Просто начинаешь читать матчасть, погружаться и понимаешь, что ничего невозможного нет.

«Сбер — один из самых классных работодателей в России»

Работа в Google и Facebook чётко отрегулирована. Ты можешь креативить в пределах своей области, но выход за её рамки не поощряется. В Apple ситуация ещё хуже: у них очень узкая специализация и решение всегда принимает один человек, отвечающий за этот блок (это называется Directly Responsible Individual). Сбербанк только начинает конкурировать с цифровыми компаниями: не все процессы выстроены и многое нужно улучшать. Отсюда широкие возможности для личной инициативы: если у тебя есть идея нового продукта или сервиса, ты предлагаешь, начинаешь развивать — и она может стать следующим прорывом в финтехе.

Это касается не только продуктов. В своё время, ещё до работы в Сбербанке, я принимал участие в очно-заочной программе Стэнфорда и периодически ездил туда слушать лекции. В последний день учёбы я общался с организаторами, и у нас возникла идея пригласить выступить Грефа, который тогда как раз был в Калифорнии. В итоге Сбербанк стал партнёром этой программы, и в ней участвовали четыре человека от банка. Потом Греф позвал нас на закрытую вечеринку-лекцию для членов правления Сбербанка. В общем, любая идея может найти здесь поддержку, хотя, конечно, всегда будут и те, кто против. Менять работу организации — задача амбициозная, но всегда находится кто-то, кто показывает, как перепрыгнуть все эти препятствия. Сбер — это действительно кладезь возможностей и на сегодняшний момент один из самых классных работодателей в России.

Не только банковское приложение

«Сбербанк Онлайн» второй или третий год подряд входит в топ-5 мобильных приложений, которые чаще всего скачивают в России. То есть Сбербанк у нас популярнее, чем Facebook, — примерно как WhatsApp. Ежемесячно приложением пользуются 30 миллионов клиентов — это очень большая цифра, и уже давно оно стало многофункциональным сервисом: люди привыкают пользоваться приложением — и проще насытить его новыми функциями, чем выпускать новое. Недавнее добавление — сервис диалогов, в котором ты можешь переписываться, быстро пересылать деньги с каким-то комментарием. Этим продуктом владеет мой друг Юра. Ребята сделали ещё и стикеры, как в «Телеграме», причём анимированные и со звуком. Это была Юрина идея, он её презентовал, а потом подключилась команда. Сейчас в Сбербанке над цифровыми продуктами работает около ста iOS- и Android-разработчиков. Мы становимся также IT-компанией, а не только банковской или финансовой. Уверен, что со временем бренд тоже поменяется — станем просто Сбером.

Новые тренды в цифровых сервисах

В последнее время я изучаю психологию, чтобы лучше понимать, что движет нашими клиентами. Например, все понимают, что Facebook строит свою механику так, что ты хочешь постоянно туда заходить, смотреть, обновлять страницы. Это хорошо для сервиса: больше рекламы можно показать, больше данных о тебе узнать. Но тебе самому это не приносит ничего позитивного, даже наоборот — ты тратишь время, энергию. Похоже, что следующий тренд — это использование механики в твоих интересах: как сэкономить твоё время в сервисе, дав тебе только самое ценное. Ещё важная тема — учиться копить на что-то. Люди так устроены, что всегда выбирают удовольствие сейчас, а не потом. То же самое с финансами. Мы покупаем не очень нужную вещь вместо того, чтобы отложить деньги на покупку квартиры или оплату обучения детям. Мне кажется, должны появиться механики, которые будут помогать людям делать их жизнь лучше с финансовой точки зрения, давать советы, как лучше тратить.

Что меня вдохновляет

Мне очень нравится читать на английском биографии людей, которые чего-то достигли, и анализировать их поступки. Например, Авраам Линкольн. Очень показателен эпизод, когда во время Гражданской войны в Америке он пригласил на позицию министра обороны юрисконсульта — своего бывшего работодателя, однажды забывшего приехать на судебное заседание, к которому Линкольн очень долго готовился. Когда его спросили, чем обусловлен этот выбор, президент ответил: «Я понимал, что этот человек лучше всего подходит для такой должности. Мы воюем за свободы, фундаментальные вещи для страны. Если бы я не поставил этого человека, то нация бы проиграла». Такие истории вдохновляют.

Если же обратиться к современности, очень полезная вещь — курсы Y Combinator. Это один из самых больших акселераторов в мире, расположенный в Силиконовой долине. Через него прошло много успешных стартапов, ставших крупными бизнесами. У них есть онлайн-курс Startup School, где в прошлом году было много интересных спикеров. Например, CEO и основатель Slack Стюарт Баттерфилд, который дважды пытался запустить онлайн-игру: в первый раз у него получился сервис для хранения фотографий Flickr, а во второй, собственно, корпоративный мессенджер Slack. Баттерфилд говорит, что главное — это умение видеть то, что нужно пользователям, и вовремя на это реагировать. Может быть, следующий «большой продукт» кроется в банальной вещи, которую все делали непонятно зачем. А ещё там много практических советов — как запускать продукт, как делать пиар и маркетинг.

Как рождаются свежие идеи

Любые хобби помогают находить свежие идеи, мыслить нешаблонно, выныривать из рутины. Мозг так устроен, что, переключаясь на что-то, ты возвращаешься на работу с какими-то новыми мыслями. Каждую среду мы с ребятами с работы на несколько часов собираемся в студии и играем рок — классический или панк, российский и зарубежный. Сейчас сочиняем первые собственные песни, иногда даём концерты. Я играю на клавишах и пою, есть ещё ритм-секция, гитарист, второй солист. Мы долго не могли придумать название и в итоге выбрали аббревиатуру MVP, близкую и понятную каждому из нас. Она расшифровывается как Minimum Viable Product — это минимальный набор функций в сервисе, который позволит тебе его запустить и протестировать.

Ещё мне очень помогает медитация, которой я занимаюсь около года. Десять минут в день стараюсь уделять практике. Когда постоянно много работаешь, мозг начинает сходить с ума. Ты всё время думаешь о работе, но это скорее в минус: в действительности в голове всё проясняется, когда удаётся остановить этот поток. Мы привыкли чистить зубы, потому что знаем, что иначе они будут болеть и выпадать. Со временем мы придём к тому, что мозгу тоже нужно очищение, которое даёт медитация. Надо уметь правильно абстрагироваться и отдыхать — и не забывать про правильное питание и здоровый сон.

Понравилась статья?

Отправь ссылку другу

Задать вопрос
Задать вопрос












Другие истории успеха

Дарья Панфилова
Руководитель направления в SberData
Москва

«Данные — это новая нефть»

Алексей Леванов
Разработчик «Сбербанк Онлайн»
Москва

«В разработке нельзя дойти до совершенства»

Ксения Бубаня
Старший специалист, прошла стажировку Sberseasons
Москва

«В Сбербанке образование поощряется»

Лилия Алексеева
Исполнительный директор
Москва

«В Сбербанке нормально относятся к тому, что сотрудник хочет радикально сменить сферу деятельности: если опытный работник хочет меняться и развиваться, лучше, чтобы его знания оставались в компании, а не уплывали вовне »

Светлана Сучкова
Главный экономист казначейства
Москва

«Лично я отвечаю за то, чтобы вся группа Сбербанка до шести часов вечера получила процентные ставки в восьми валютах по своим продуктам на следующий рабочий день. Это должно быть сделано во что бы то ни стало: пожар, наводнение, падают серверы, не работают диски — всё это не важно»

Алексей Масютин
Исполнительный директор
Москва

«Только что нанятым на работу выпускникам часто говорят: «Забудьте всё, чему вас учили в университете». После нашей магистратуры такой проблемы нет»

Анна Ревенко
Руководитель проектов
Москва

«Я понимаю, что результат действий моей команды доносится до клиента, и вижу положительный опыт»

Дмитрий Губанов
Руководитель направления в лаборатории кибербезопасности
Москва

«Мы не знаем, какие новые технологии появятся завтра, послезавтра, — но я думаю, что Сбербанк один из первых обратит на них взор и возьмёт в оборот»