Алексей Леванов

Разработчик «Сбербанк Онлайн»|27 лет
Москва
«В разработке нельзя дойти до совершенства»

Чем я занимаюсь в Сбербанке

Я разработчик, занимаюсь приложением «Сбербанк Онлайн» для платформы iOS. За четыре года, что я в компании, мне удалось поработать, наверное, над каждой частью мобильного приложения. Сейчас я занимаюсь разделом «Персональный финансовый менеджер». Он подсказывает пользователю, как вести бюджет, планировать расходы и доходы. К нему же относятся такие вещи, как финансовые цели, вклады, копилки. Например, цель по сути похожа на вклад, но вклад — продукт более безличный. Вы открываете его, пополняете один раз или периодически, и на него капает процент. Цель позволяет визуализировать ваши стремления — накопить на автомобиль или отпуск мечты. Вы получаете конкретные советы, как лучше достичь своей цели. Вы устанавливаете фотографию. Вы выбираете вклад под эту цель и потом получаете советы на основе анализа того, как вы копите. Например, мы можем посоветовать сервис «Копилка» или регулярный платёж.

Ещё одна моя роль внутри компании — внутреннее менторство. Чтобы новый сотрудник быстрее акклиматизировался, ему назначают добровольного ментора, который объяснит, как начать разрабатывать, поможет получить доступы к порталам и исходные коды проекта. Менторство отнимает большое количество времени, но без него, мне кажется, количество сотрудников, которые у нас бы приживались, было бы намного меньше.

О Школе мобильной разработки

 

Когда я был студентом, было гораздо меньше возможностей пройти стажировку, да ещё и оплачиваемую. Мой родной МГТУ им. Баумана при всём высоком уровне образования актуальных для меня знаний не давал. Мы крутились как могли. Так что когда я поступил в аспирантуру, подумал, что было бы неплохо помочь студентам, которые хотели бы стать разработчиками. И четыре года назад начал это делать. В Бауманке я читаю курс мобильной разработки под iOS и Android, касаюсь базовых тем компьютерной науки. Мне нравится преподавать, поэтому я очень обрадовался, когда меня позвали вести занятия в Школе мобильной разработки «Сбертеха».

 

Школа предназначена для молодых специалистов, студентов старших курсов, аспирантов и выпускников. Нужно пройти отбор: по-моему, существует верхний порог в 30 лет, но это условно, мы готовы рассматривать и более возрастных кандидатов. Сначала человек проходит тест онлайн, потом — собеседование с преподавателями. Курс полностью бесплатный. Мы предоставляем помещение, современное оборудование. Ребята учатся, выполняют, помимо заданий на уроках, домашние задания. Если у них нет своей техники, они могут приходить в офис и заниматься здесь в рабочее время. В конце их ждёт выпускной проект — итоговое приложение на тему, которая для них актуальна.

 

Наша школа — это действительно хороший баланс теории и практики. Курс интенсивный: три раза в неделю по три часа на протяжении двух месяцев. За это время ребята получают теоретические знания и тут же закрепляют их на практике. У них есть тьютор, постоянно доступный и очно, и в Telegram. Для замотивированных ребят это потрясающий старт. Люди, изучающие курс C++ в университете, до этого никогда не пробовавшие программирование под мобильный телефон, после окончания курса становятся самостоятельными разработчиками. То есть их можно сажать в команды, и они начинают практически сразу, вливаясь в процесс, выдавать инкремент. И для преподавателя это очень полезный опыт, потому что можно долго развиваться в какой-то сфере, но когда ты пытаешься объяснить что-то другому, ты всегда глубже изучаешь предмет.

 

O Sberseasons

 

В Сбербанке есть программа Sberseasons — это стажировка. Она отличается от школы, хотя процесс отбора практически такой же. На собеседовании мы обязательно смотрим, сработается ли человек с коллективом, потому что стажёр высаживается в реальные команды к наставникам. В этом случае акцент смещён на практику. Это тоже неплохо: если человек захочет, он легко сможет получить теоретические знания из мануалов, учебников, документации Apple, в конце концов.

 

У меня было три стажёра. Они пришли с базовыми представлениями о том, что такое мобильная разработка и как писать код. Но их уровня не хватало, чтобы можно было брать их на младшую позицию в команду. В отличие от школьников, которые слушали лекции, выполняли домашнее задание, эти ребята должны были сразу участвовать в реальных проектах. Такая работа отнимает много времени, но она даёт большую отдачу. Ребята были очень мотивированы. Знаете, как говорят: «1 % таланта и 99 % упорства», вот я называю упорством мотивацию. А под мотивацией я понимаю желание разбираться, понять, что происходит, даже если не всё получается сразу. Важно не опускать руки и продолжать пробовать. Мне повезло, мои стажёры были именно такими. В итоге за два месяца стажировки они сильно выросли. Сначала исправляли дефекты, а под конец начали писать небольшие фичи, которые усовершенствовали функционал. После стажировки по итогам собеседования двое получили в Сбербанке постоянную работу.

«Стать лучшим в этой отрасли»

 

Мне всегда хотелось работать над проектом, которым будут пользоваться миллионы людей, и получать от них обратную связь, чтобы профессионально расти. Моя главная мотивация — стать лучшим в этой отрасли. Я ни в коем случае не скажу, что я лучший, конечно же, это не так. Тем не менее мне повезло, и в этом году я получил несколько наград от компании. Я был признан «лидером IT-инноваций» за уже запатентованную новую схему доставки пуш-уведомлений, которая доставляет их бесперебойно и позволяет экономить деньги банку. Ещё одна награда — «Лидер результативности» — была вручена за хорошие успехи в области закрытия задач написания.

 

Также у меня есть самостоятельный проект, который я делал в свободное время в рамках банка. Я собрал команду в основном из своих сотрудников, и мы создали приложение-помощник для того, чтобы автоматизировать подведение итогов рабочих встреч. Вместо того чтобы просить специального человека записывать, формализовывать идеи, заводить задачи в Jira и рассылать «минутки», мы просто клали перед собой телефоны, объединённые в общую сеть. Они слушали, что мы говорим, разбивали это на предложения, семантически выделяли из них смысловые конструкции и заводили отдельные действия, которые потом преобразовывались в различные задачи.

 

На тот момент одной из проблем была невозможность понять, кто именно говорит. Поэтому я разработал механизм определения говорящего, который, возможно, буду использовать в диссертации. Когда мы знаем геометрию пространства и как расположены телефоны, измеряя доступные параметры вроде громкости на каждом из устройств, мы можем понять, кто именно сейчас говорит. Мы успешно выступили, нами заинтересовалась внутренняя система. Но для внедрения необходимо выделять меня как разработчика на то, чтобы довести механизм до ума. Другая моя инициатива, которой я тоже занимался факультативно, уже внедрена. Это использование UI-тестов в приложении «Сбербанк Онлайн». Очень важная веха, один из шагов к отказу от ручного тестирования. Технические специалисты поймут, насколько это круто.

О стереотипах

 

Существует стереотипное мнение, что дизайн — это априори творческая вещь, а разработка априори техническая. Я хотел бы вступиться за разработку. В нашей работе тоже есть место творчеству: можно написать код тяп-ляп, а можно сделать это красиво, так, чтобы на него посмотрел другой специалист и сказал: «Боже, как круто». К тому же порой разработчики, особенно индивидуальные, выступают одновременно аналитиками, тестировщиками, дизайнерами. Они подходят к задачам более комплексно: продумывают множество вещей, пытаются учесть пользовательский опыт и т. д. Образ разработчика как такого человека в очочках, который сидит и только кодит, вообще не соответствует действительности.

 

В отличие от многих других профессий, в разработке нельзя дойти до определённого уровня и сказать: «Я достиг вершины, я главный инженер или руководитель разработки». Здесь, как в «Алисе в Стране чудес», чтобы стоять на месте, надо всё время бежать. А чем выше уровень, тем сложнее даётся этот рост. Надо бежать ещё быстрее. Поэтому всё время, что мы работаем, мы учимся. В профессии остаются именно те, кто ловит от этого кайф.

 

О программе SURF

 

В том году летом на глаза мне попалось письмо о том, что существует программа Stanford US-Russia Forum (SURF) и можно в неё попасть. Мне хотелось этого по многим причинам. Это интересно, это шанс попрактиковаться в общении на английском языке. И сама тема русско-американских отношений для меня важна с тех пор, как ещё студентом я провёл лето в Северной Каролине по программе Work and Travel, заработал на четвертый айфон и начал под него кодить. А программа SURF направлена на то, чтобы молодые лидеры различных областей, вместе работая, проводя научные исследования, встречаясь со специалистами и политиками, пытались как-то повлиять на улучшение отношений между нашими странами.

 

Я попал в экспериментальную команду финтеха (обычно в эту программу попадают гуманитарии). Нас было четверо — парень из Питера и двое американцев. С сентября мы начали работать в команде. Я был единственным техническим специалистом. В течение учебного года мы постоянно созванивались, и было два очных этапа — сначала американцы приезжали к нам, а потом мы отправились в США.

 

В центре нашей работы была идея, что блокчейн как технология, будучи внёдренным на разных уровнях, может привести к децентрализации социума. И с приходом этой технологии многие социальные и политические институты станут не нужны, потому что она гарантирует определённую надежность. Мы разработали модель социума с математической моделью в основе, проводили тысячи циклов симуляции для того, чтобы посмотреть, как этот социум будет существовать. И увидели, что при сохранении наших экспертных предпосылок, которые определяли нашу модель, наша гипотеза действительно актуальна. Мы сделали действительно классный проект и смогли опубликовать его в научном журнале — что для меня было дополнительно важно в связи с подготовкой диссертации.

Об увлечениях

 

Я очень люблю путешествовать, и мы с девушкой постоянно стараемся схватить лишний отпуск, отработать в выходной, чтобы уехать потом на три дня. Пока мы молоды, пока не обременены семьёй, стараемся по максимуму посмотреть мир. Но это не путешествие ради путешествия, это путешествие ради того, чтобы через призму этого опыта по-другому начать воспринимать мир. Если есть возможность отправиться куда-то с палаткой, на байдарке или в горы — для меня это первое дело. Стандартные увлечения молодёжи — велосипед летом и сноуборд зимой — и мои тоже.

 

Я люблю чтение. Я огромный фанат кино: раз-два в неделю мы с девушкой обязательно ходим на ночные сеансы. А иногда мы вместе играем в PlayStation. Я никогда не был геймером и очень удивился, узнав, как сильно изменились игры со времен приставки «Денди». По сути, они стали интерактивными фильмами в разных жанрах. У некоторых игр есть социальный элемент: вы вместе проживаете историю, принимаете решения, которые в дальнейшем влияют на развитие этой истории. Когда есть возможность, это я тоже люблю.

Понравилась статья?

Отправь ссылку другу

Задать вопрос
Задать вопрос












Другие истории успеха

Дарья Панфилова
Руководитель направления в управлении корпоративных данных
Москва

«Данные — это новая нефть»

Андрей Бакаленко
Руководитель проектов
Москва

«Сбер — это один из самых классных работодателей в России»

Ксения Бубаня
Старший специалист, прошла стажировку Sberseasons
Москва

«В Сбербанке образование поощряется»

Лилия Алексеева
Исполнительный директор
Москва

«В Сбербанке нормально относятся к тому, что сотрудник хочет радикально сменить сферу деятельности: если опытный работник хочет меняться и развиваться, лучше, чтобы его знания оставались в компании, а не уплывали вовне »

Светлана Сучкова
Главный экономист казначейства
Москва

«Лично я отвечаю за то, чтобы вся группа Сбербанка до шести часов вечера получила процентные ставки в восьми валютах по своим продуктам на следующий рабочий день. Это должно быть сделано во что бы то ни стало: пожар, наводнение, падают серверы, не работают диски — всё это не важно»