Софья Бондарь

Старший инженер по разработке, бывший стажёр Sberseasons|21
Москва
«Нет такого: мол, она мелкая, только пришла, не будем её слушать. Это очень классно»

О том, почему не нужно врать на собеседовании

Закончив школу, я поступила в Высшую школу экономики на программу «Коммуникационный дизайн», а на третьем курсе подала на стажировку в Sberseasons. Честно говоря, я уже не помню, откуда узнала о ней: скорее всего, увидела рекламу в соцсетях и перешла по ссылке. В то время я ещё не работала по профессии, только фрилансила. Поэтому я отправила видео о себе, где сказала, что у меня есть опыт работы. Не то чтобы это была полная ложь — просто я делала какие-то маленькие штуки типа логотипа или баннера, но не так чтобы разрабатывала сайт, приложение или ещё какой-то продукт. Меня позвали на собеседование. Но когда мне начали задавать вопросы, я поплыла: у меня же не было реального опыта, и училась я немного по другой специальности. Поэтому что-то начала придумывать, нечестно отвечать. Меня начали спрашивать: «Вот вы три года на фрилансе сидите, вы когда сайт заказчику делали, вы предлагали ему потом ребрендинг?» А так как я не делала сайт, я ответила, что не предлагала ребрендинг. Мне казалось, что если я вместо правды нарассказываю, что у меня куча опыта, меня возьмут скорее. Поэтому один из важных советов для студентов — не придумывать ничего, а честно сказать: «Я этим не занимался, но зато занимался вот этим и пытался решать вот такие задачи». То собеседование прошло очень криво: я сама почувствовала, что не готова, что не хватает ни soft-скилов, ни hard-скилов, нужно ещё над собой поработать, а потом приходить. И естественно, собеседование я не прошла. 

 

О том, как важно тестовое задание

 

Потом я улетела в Америку, поработала там, вернулась обратно и устроилась в одну компанию на должность веб-дизайнера. Наступила весна, начался карантин: я заканчивала университет, готовилась к предзащите диплома. И вдруг мне приходит письмо из Sberseasons: «Вы прошли все этапы. Остался последний — очное собеседование. С вами хочет поговорить отдел рисков блока ИT» (Департамент ИТ-блоков «Риски», группа разработки). Я, конечно, согласилась. Из-за карантина интервью было онлайн. Естественно, я очень волновалась. Мы созвонились, меня собеседовал ведущий дизайнер команды, а руководителя не было. Сначала он рассказал, чем занимается команда, потом я рассказала о себе: где учусь, где работаю, какой у меня опыт и навыки. Были вопросы из профессиональной области. Например, нужно ли проводить исследование перед тем, как отрисовывать дизайн макетов. На самом деле говорить ты можешь всё что угодно, но решает всё тестовое задание: если ты не умеешь применять свои навыки, грош тебе цена. 

 

Кстати, у меня даже не попросили портфолио, что меня удивило: обычно всегда приходишь устраиваться, и в первую очередь просят портфолио, а тут сразу попросили сделать тестовое. Я говорю: да, сделаю без проблем.

 

Мне нужно было на основе рейтинговой модели, определяющей по трём критериям рейтинг клиента «Сбербанк Онлайн», отрисовать дизайн экранов отображения рейтинга клиента в приложении и объяснить, почему я это сделала именно так. Спросили про сроки — я ответила, что через два дня все сделаю. Сделала, собрала всё в красивую презентацию, оформила, скинула. Мне сказали: ответ получишь через неделю. Через две недели приходит ответ: «Вы прошли финальный этап, ждём вас в пятницу на встречу». Оказалось, что встреча — это разбор моего тестового задания. Я так понимаю, что они проверяли мои soft skills: как я отношусь к критике, как общаюсь. Ну и руководитель хотел на меня посмотреть. Вскоре мне написали, что я прошла собеседование и меня берут. 

 

О стажировке в эпоху пандемии

Это всё происходило в апреле, а вышла я в мае. Изначально, конечно, не предполагалось, что стажировка будет проходить из дома, но так как ситуация с коронавирусом затянулась, пришлось проходить всё на удалёнке. Я потихоньку начала включаться в процесс. Для меня было очень необычно, что в Сбербанке внутри очень много всяких сервисов, много всяких подключений, и первую неделю я только разбиралась, где что находится и как подключается. Плюс в каждом отделе много специфической информации. Например, мне нужно было работать с кредитной историей — при этом сама я не брала кредит, у меня нет кредитной карты, то есть я вообще ничего об этом не знала. Пришлось узнать, и теперь я знаю об этом лучше, наверное, чем кто-либо другой. 

 

Чтобы развить продукт, нужно понимать, как он работает, знать какие-то штуки, фишки, целевую аудиторию, знать потребности клиента, целевую аудиторию и цели бизнеса. Мы с ведущим дизайнером Витей постоянно обсуждали, какие у меня задачи. Для начала мне нужно было поискать в приложении «Сбербанк Онлайн» точки входа в наш продукт. Потом — какие сейчас есть проблемы. Потом — как будет меняться то, что есть сейчас. Потом — как бизнес видит это в будущем. Выяснив все эти моменты, мы переходили к накидыванию идей. Потом нужно встретиться с командой — с бизнесом, с аналитиками, с разработчиками, — чтобы понять, можно ли реализовать то, что я предлагаю. Получив фидбэк, я улучшала какие-то моменты, добавляла что-то новое и снова устраивала встречи.

 

Если честно, стажировка абсолютно ничем не отличается от моей нынешней работы. Единственное, мне давали не срочные задачи, а продукт, который будет реализован только в конце года. Витя мне отдал продукт на вебе, чтобы я полностью прошла все этапы от идеи до реализации, от ресёрча до выведения в пром, то есть в рабочую версию, в мир. Он сказал: «У меня нет задачи завалить тебя непонятными задачами, которые я не хочу делать, у меня задача — воспитать полноценного дизайнера и моего помощника. Мы же не просто так на Sberseasons набираем народ». 

 

О процессах и командной работе

В предыдущей компании, где я работала, было всё очень неструктурированно, непонятно, кто что делает, всё бегом-кувырком, задачи прилетали в девять вечера. Мне это не нравилось. Но ещё хуже, что там не было стремления улучшить продукт — только стремление продать побольше. Мне так не нравится, я за качество. Я думала, в Сбербанке всё по-другому, и оказалась права. В моей команде всё очень четко, понятно, кто за что отвечает и чем занимается. Если в своей предыдущей компании я занимала должность веб-дизайнера и общалась только со своим арт-директором, то сейчас мне приходится контактировать со всей командой. У нас два дизайнера, разработчики, тестировщики, бизнес-аналитики, системные аналитики — вся команда разная, и со всеми приходится находить общий язык. Это здорово, потому что узнаёшь много нового. А ещё команда уже на этапе стажировки относилась ко мне как к полноценному дизайнеру и воспринимала наравне. Нет такого: мол, она мелкая, только пришла, не будем её слушать. Это очень классно.

 

О первом рабочем дне после карантина и о том, как узнать коллег по голосу

 

Впервые я увидела свою команду через три месяца. Узнавала я всех по голосам, потому что на удалёнке у нас каждый день были церемонии-стендапы, где каждый рассказывал о своей работе. Конечно, мое представление об этих людях не совсем совпало с реальностью. 

 

Помню, я встала с утра пораньше, собралась, поехала и приехала в офис в 9:00 — а все обычно подтягиваются в 9:30. Захожу и понимаю, что никого не знаю. Я искала своё место по буквам. Потом увидела Витю, моего ведущего дизайнера. Это было очень необычно: я представляла его пониже ростом, более щуплого, а он метр восемьдесят пять, высокий такой. Это было так странно. Потихоньку все приходили, смотрели на меня, здоровались. Через неделю я уже всех знала в лицо.

 

О том, как проходит рабочий день

 

Я прихожу на работу где-то к девяти. Сначала проверяю почту, смотрю, какие у меня планируются встречи, какие задачи. С утра я планирую и прописываю, что хочу успеть сегодня сделать. В 11:15 у нас всегда стендап, он проходит либо в Zoom, либо очно. Мы всей командой собираемся, каждый рассказывает, что делал вчера и что будет делать сегодня. Дальше продолжаю работать, периодически кто-то подходит ко мне и просит помочь что-то сделать. Если есть другие встречи — проводим их либо в переговорке, либо по Zoom. Потом обед. После делаю что-то по своим задачам до конца дня и иду домой. 

 

О подъеме в пять утра и смене обстановки

Я живу в Одинцове, у меня здесь есть лыжероллерная трасса, я могу пойти на неё погулять, побегать — может, вдохновение придёт. Главное — смена обстановки. Если поставить себя в нестандартную ситуацию, могут появиться новые идеи. Потому что когда ты всё время находишься в одном и том же пространстве, вряд ли что-то новое придёт в голову. 

 

Я встаю в 5 утра. Это время затишья: на улице никого нет — выглядываешь в окно, смотришь, там тишина, и ничем не хочется её нарушать. Первый час я не беру в руки телефон, ничего не смотрю, просто провожу время с собой, могу помедитировать, потом занимаюсь спортом. Так как я всю жизнь спортом занимаюсь, то сама для себя определила какие-то упражнения, которые мне нужны, и их делаю. Ещё я занимаюсь танцами — поэтому с утра могу ещё тренировку по танцам сделать, поотрабатывать какие-то штуки. 

 

Дальше я либо читаю, либо играю на гитаре, что-то для своего развития делаю, могу посмотреть какую-то новую статью, включить лекцию на ютубе или какое-то интересное шоу. Потом начинаю готовиться к рабочему дню, собираться, завтракаю и еду на работу. От двери до двери — час. На самом деле классно вставать в 5 утра: ты видишь, как все приходят в офис такие сонные, кофе себе наливают, а у тебя уже от жизни прошло четыре или пять часов. Ты уже включённый, а мозг свежий.

 

О дороге и будущем

 

Я вижу своё будущее как дорогу. Когда едешь по этой дороге, постепенно что-то вырисовывается и само собой приводит тебя к чему-то. Так и с жизнью: она сама приведёт в нужное время в нужное место, постепенно открывая что-то новое. Я в принципе люблю не загадывать наперёд. Просто чувствую, что выбираю правильный вектор и двигаюсь в нужную сторону. Во-первых, я точно не буду сидеть на месте, на одной должности. Либо стану руководителем проекта, либо, если надоест, перейду в другой отдел, либо что-то новое придумаю, либо буду участвовать в параллельных проектах. Вполне возможно, что через три-четыре года я захочу стать режиссёром. Раз жизнь одна, нужно попробовать всё, нужно слушать себя и понимать, в какие моменты в какую сторону надо повернуть. И я знаю, что двигаюсь в правильном направлении.

Задать вопрос
Задать вопрос